Вот... выкладываю главы из книги "Chris Crawford on Game Design", посвященные такой интересной штуке, как творческое мышление.
Перевод мой. Жду замечаний и пожеланий как по качеству перевода, так и по сути изложенного.
Итак...
читать дальше
Откуда приходит креативность?
Раз уж речь зашла о креативности, то нелишним будет объяснить, что представляет собой сам процесс креативного мышления. Некоторые люди путают его с «интеллектуальной анархией»: они считают, что в мире творческой мысли одна идея равноценна другой. Отнюдь, товарищи. Креативность – серьезное дело, и, просто помечтав немного, нельзя добиться значительных результатов.
Мы мыслим ассоциативно, новые идеи создаются путем объединения старых. Причем, чем оригинальнее подход к этому процессу, тем лучше результат. То есть, нельзя взять две идеи и, впихнув одну в другую, надеяться получить нечто достойное. Идеи в нашем сознании объединяются в определенную структуру: любая идея есть набор близких по сути концепций.
Соль креативности в том, чтобы найти идею, похожую на исходную (по структуре связей между концепциями).
Новая идея может быть создана путем сравнения внешних связей идеи №1 с внешними связями идеи №2
Это сравнение позволяет нам сделать логические связи путем исследования похожестей. В этом примере мы можем сказать: «Концепция А по отношению к Идее №1 то же самое, что Концепция B по отношению к Идее №2. Поэтому, возможно. я могу думать о Концепции В так, как если бы она была Концепцией А.»
Как «мыслить креативно»
Есть несколько способов поспособствовать этому процессу. Лучший – заполнить свою голову как можно большим числом концепций и ассоциаций. В конце-концов, чем обширнее паутина ассоциаций, тем больше шансов найти в ней любопытные параллели между двумя идеями. Разве не здорово будет, если вы сможете обнаружить творчески-полезную связь между, скажем, структурами «палеонтология» и «полинезийский язык». Разумеется, если вы не имеете ни малейшего понятия об этих сущностях, вы не сможете заметить связи между ними, верно? Наверняка, вам бы хотелось расширить свой творческий потенциал за счет множества чудесных и ярких идей…
Как это сделать? Просто: Читайте. Вот в чем заключается ошибка большинства молодых дизайнеров: они просто-напросто не верят в чтение. «Эй, мы – поколение видео», - говорят они. «Мы сидим на постоянной видео-диете. Что нам эти скучные книги? Нам нужна стимуляция чувств.» Некоторые также самодовольно утверждают, что могут найти в Интернете все, что им надо знать, и поэтому им не нужны никакие книги.
Товарищи! Если вы думаете, что, не читая, можете узнать о мире достаточно для того, чтобы создавать игры, то вы глубоко заблуждаетесь! Видео создается для безликой серой массы людей, которые не смогут разобраться в составном предложении, даже если от этого будет зависеть их жизнь. А Интернет содержит очень мало действительно ценной информации. Любые сведения по заданной теме, которые можно найти, облазив весь Интернет, я могу почерпнуть из одной-единственной хорошей книги. (дальше идет опускалово Интернета, которое мне лень переводить - прим. перев) Мораль: если вы хотите посостязаться с крутыми парнями, вам придется читать, читать и еще раз читать.
(а здесь должен быть рассказ о пользе чтения с примерами; думаю, вы и без того понимаете, что читать - это хорошо - прим. перев)
Другая полезная штука – любопытство. Интересуйтесь всем и вся. Вы когда-нибудь задумывались, почему небо голубое? Если нет, то позор на ваши головы! Это – самый элементарный вопрос, который может прийти на ум любому. А, к примеру, почему коровы не зеленые? Они проводят свою жизнь в поле под ярким солнцем и кушают сочную траву. Почему бы им, и в самом деле, не устроить себе небольшой фотосинтез? Почему привязчивые мелодии прокручиваются в нашей голове снова и снова, изводя нас? Почему девочки-подростки сходят с ума на рок-концертах? Почему по краям некоторых монет есть зазубринки? Почему собаки лают, в то время как кошки мяукают? На все эти вопросы есть ответы, и, если бы вы были чуток любопытнее, вы бы уже нашли их
Любопыство важно, ибо оно помогает сплести прочную паутину ассоциаций в вашей голове. Когда вы вдруг узнаете, почему небо голубое, ответ также объяснит, почему закат красный – и две прежде разобщенные идеи обретут связь друг с другом. Больше связей – больше простор для сравнения, а следовательно – выше креативность.
Чтение и любознательность являются основным элементом стратегии в креативности. Они лежат в основе вашего творческого потенциала. Но когда приходит время разобраться с конкретной творческой задачей, вы попадаете на тактический уровень. И снова у меня есть для вас совет.
Первый шаг на пути перевода творческой проблемы на язык разума - это эмоции. Здравый смысл и интеллект не есть часть фундаментальной основы человеческого сознания. Они – надстройки, добавленные в последние несколько тысячелетий, они - лоск, наносимый цивилизацией. Соскребите этот лоск с современного человека, и вы увидите охотника-собирателя, полного страхов, вспыльчивого, ведомого жаждой и голодом. Все это – базовые побудительные мотивы человеческого разума, и, если вы хотите использовать творческий потенциал этого разума на всю катушку, вам придется выразить свою проблему на языке эмоций. Вы должны почувствовать проблему сердцем. Вы должны переболеть ее, выстрадать ее. Вы должны воспринимать проблему в непосредственных чувственных терминах. Как она выглядит? Как пахнет? Если бы она издавала звук, то на что бы он был похож? Самое важное – это кинестетическое восприятие: надо ощутить проблему всем телом.
Небольшое лирическое отступление касательно силы кинестетического восприятия. Множество раз я использовал шутку, которую мне рассказал Алан Кэй, чтобы сделать важное замечание касательно дизайна программ. Вот, собственно, она:
Жил-был человек, который решил, что ему необходим новый костюм. Он пошел к портному, с него сняли мерку. Две недели спустя он вернулся в ателье, чтобы примерить свой новый костюм. Но когда покупатель надел свой костюм, он понял, что обновка сидит на нем просто ужасно. «Посмотрите на левый рукав!», - воскликнул он. «Он слишком длинный!» «Нет, нет, нет», - ответил портной. «Просто вы не имеете никакого понятия о том, как следует носить такой элегантный костюм. Вы должны поднять левое плечо. Да, именно так. Видите, теперь рукав находится четко на уровне вашего запястья.» Покупатель попробовал последовать совету. Если он изгибал спину и высоко поднимал левое плечо, то рукав, и в самом деле, выглядел нормально. «Но что насчет правой штанины?», - продолжил возмущаться клиент, - «Она слишком короткая!» Портной снова возразил: «Вы не так стоите. Если вы согнете колено на правой ноге, то штанина будет сидеть великолепно!» И снова покупатель внял совету, и снова поправка дала результаты. Будучи в смятении, он расплатился и, с поднятым плечом и согнутым коленом, покинул ателье и поковылял вниз по улице. Когда он миновал квартал, к нему обратился прохожий: «Где вы взяли этот великолепный костюм?», - спросил незнакомец. Человек поднял свою неестественно изогнутую руку, чтобы показать на ателье. «Мне следует заказать у него костюм!», - воскликнул прохожий. «Если он может сделать костюм, который так хорошо сидит на таком горбатом калеке, как вы, то он, должно быть, замечательный портной!»
Мораль этой истории применительно к программному обеспечению заключается в том, что мы так охотно приспосабливаемся к плохо продуманным программам, что начинаем думать, они хороши, а мы – калеки. Рассказывая эту шутку студентам, я иллюстрирую ее, перекашиваясь и потешно хромая, подобно тому самому злополучному покупателю. Эта кинестетическая иллюстрация производит сильное впечатление на студентов. Позднее я могу мгновенно уничтожить старый аргумент «когда вы привыкли к программе, она кажется отличной» просто приподнимая плечи и прохромав несколько шагов. Все смеются, и точка зрения забыта. Однажды я видел спор со стороны: один студент хромал, подняв плечи, а другой жестами показывал, что признает поражение. Идеи, выраженные кинестетически, всегда попадают в цель. Посему, прочувствуйте проблему всем телом!
На то, чтобы загнать проблему глубоко в подсознание, могут уйти дни, недели и даже месяцы. Вы поймете, когда она окажется достаточно глубоко. Вы ощутите эмоциональную опустошенность, вам покажется, что все было впустую. Это значит, что пора остановиться. Устройте себе перерыв, или даже отпуск. Воздержитесь от сознательных усилий по разрешению данной проблемы и позвольте ей повариться немного в вашем подсознании. Побольше спите, чтобы подсознание могло погрузить свои зубы в эту проблему как можно глубже. Если все было сделано правильно, то вы сможете заметить, что ваши сны соотносятся с задачей, хотя и не непосредственно. По мере того, как подсознание концентрируется на проблеме, ваши сны, посвященные ей, могут стать более конкретными. И однажды, когда ваш разум будет отвлечен решением тривиальной задачи, полное и абсолютное решение предстанет перед вами. В одной ослепительной вспышке вы увидите все, и ответ покажется таким простым, что вы будете удивляться, что не нашли его раньше.
Это называется «озарение». Данное явление тщательно изучалось, и о нем многое стало известно. Великие гении, которые переживали озарения, детально описывали свои ощущения, и в этих описаниях обнаружилось много общих деталей. Во-первых, есть фаза эмоционального вовлечения в проблему. Творец сражается, но терпит поражение. Затем следует тихий период, когда творца отвлекают разнообразные длительные, но далеко не интеллектуальные занятия. Наконец, приходит озарение, и те, кто его испытал, говорят, что завершенное решение предстает пред ними одномоментно.
Я довольно-таки успешно использовал эту методику. Я не могу сознательно провоцировать озарения – иногда, несмотря на все мои усилия, мой разум так и остается в полном ступоре. Но данная тактика работает достаточно часто для того, чтобы я сделал ее частью образа моей интеллектуальной жизни. Если вы накачали мышцы для упорной творческой работы и применяете эту технику с требуемой интенсивностью, то, вполне вероятно, вам будет сопутствовать некоторый творческий успех.
Креатив с Крисом Кроуфордом
Вот... выкладываю главы из книги "Chris Crawford on Game Design", посвященные такой интересной штуке, как творческое мышление.
Перевод мой. Жду замечаний и пожеланий как по качеству перевода, так и по сути изложенного.
Итак...
читать дальше
Перевод мой. Жду замечаний и пожеланий как по качеству перевода, так и по сути изложенного.
Итак...
читать дальше